Новый мощный инструмент наблюдения принимается на вооружение в полицейских департаментах по всей территории Соединенных Штатов, но оборудование поставляется с одним необычным условием: сотрудники правоохранительных органов должны подписать соглашение о неразглашении в целях предотвращения утечки любой информации о новой технологии.

Любое раскрытие технологии, которая отслеживает мобильные телефоны и называется StingRay, может позволить преступникам или террористам создать аналогичное оборудование и использовать его вовсе не в благородных целях. Такого мнения придерживаются в ФБР. Новаторский инструмент принимается в эксплуатацию в условиях такой секретности, что его пользователи, то есть сами полицейские, не имеют ни малейшего понятия о том, что именно они покупают. Нет уверенности и в том, что данная технология, помимо помощи в поимке преступников, в качестве побочного эффекта не вызовет серьезных проблем в области вторжения в частную жизнь добропорядочных граждан.

Такая строжайшая конфиденциальность оживила давнюю дискуссию о взаимодействии в информационном пространстве общества с государственными и правоохранительными органами, которые стремятся держать свои инструменты и методы в тайне, но о своих гражданах хотят знать абсолютно все. Некоторые коммерческие компании требуют подписания особых соглашений о неразглашении для определенных технических изделий и технологий, это обычная практика, и ничего удивительного в этом нет. Но юристы говорят, что данные соглашения с правоохранительными органами вызывают вопросы, а в этом конкретном случае конфиденциальность может ограничить конституционные права и свободы.

ПО ТЕМЕ: Шериф Сакраменто признал, что за гражданами следили
ПО ТЕМЕ: Шериф Сакраменто признал, что за гражданами следили

“Это может быть совершенно законный интерес в нераспространении коммерческой информации, но, возможно, они пытаются скрыть от людей наличие других, весьма серьезных проблем в конфиденциальности, — сказал юрист Орин С. Керр, эксперт по приватности из Университета Джорджа Вашингтона. — Какой же секрет они пытаются утаить?”

Вопрос вызвал целую полемику в Силиконовой долине, когда от местного шерифа в адрес администрации графства поступило предложение потратить $502,000 на новые технологии. Шериф города Санта-Клара Лори Смит пояснила, что эта технология позволит оперативно определять местоположение мобильных телефонов, которые принадлежат, например, террористам или лицам, пропавшим без вести. Но когда ее спросили о подробностях, она не смогла предъявить никаких технических спецификаций и признала, что демонстрации самого продукта она не видела. Приобретение данной технологии, пояснила Лори Смит, требует подписания отдельного соглашения о неразглашении.

“Итак, чтобы было ясно, — сказал глава администрации Джо Симитиан, — нас просят потратить полмиллиона долларов из средств наших налогоплательщиков и в дальнейшем по $42,000 ежегодно на поддержание работоспособности неизвестного продукта, о котором мы ничего не знаем и в работе которого мы не уверены. На продукт, который мы никогда не видели, даже демонстрации опытного образца, но вместо этого у нас есть требование о неразглашении в качестве предварительного условия. Вы хотите, чтобы мы потратили деньги, но не можете сказать, на что их нужно потратить”.

Новая технология известна под разными именами, например StingRay или KingFish, и представляет собой симулятор сотовой сети. Это прямоугольное устройство, достаточно компактное, чтобы уместиться в чемодане, способно перехватывать сигнал мобильного телефона, действуя как антенна оператора сотовой связи. Также оно может перехватывать текстовые сообщения, звонки, электронные письма и другие данные, для получения которых обычно требуется разрешение судебных инстанций.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ: Полицию Сан-Диего будут судить за прослушку мобильных телефонов
ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ: Полицию Сан-Диего будут судить за прослушку мобильных телефонов

В арсенале сотрудников правоохранительных органов уже имеется целый набор электронных инструментов, таких как видеокамеры, распознаватели автомобильных номерных знаков, беспилотные летательные аппараты, программы, которые сканируют миллиарды телефонных разговоров, и датчики обнаружения выстрела. Внедрение некоторых из этих инструментов уже встретило сопротивление со стороны отдельных муниципалитетов и законодателей по вопросу конфиденциальности.

В соглашении о неразглашении для данного устройства контролирующим органом выступает Федеральное Бюро Расследований и упоминается компания Harris Corporation, многомиллиардный подрядчик оборонной промышленности, крупный производитель широкого спектра аппаратуры в области высоких технологий. Противники подписания соглашения при поставках StingRay особо обеспокоены тем, что эта технология, в отличие от других методов наблюдения за телефонными сетями, способна сканировать все мобильные телефоны в радиусе действия аппаратуры, а не только целевой телефоный номер.

“Это сканирование области, всей зоны покрытия одиночной антенны. Что сделают правоохранители с этой информацией?” – спрашивает Линда Лэй, адвокат Американского союза гражданских свобод Северной Калифорнии, которая в 2013 году подала в суд на Министерство юстиции, чтобы заставить его раскрыть больше информации о технологии. В ноябре в ответ на иск сторона ответчика заявила, что просит суд дать разрешение на использование технологии для перехвата содержания звонков, а не только определения местоположения абонента.

Из самого соглашения о неразглашении невозможно понять, насколько широки возможности этой новой технологии. Но сводки новостей показывают, что она уже поступила на вооружение в местных и государственных органах полиции от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка и активно используется. Некоторые отделы работают с ней уже в течение нескольких лет. Деньги на приобретение устройств поступают от отдельных ведомств и иногда, как в случае с округом Санта-Клара, от федерального правительства за счет грантов Агентства Национальной Безопасности.

Пресс-секретарь ФБР Кристофер Аллен заявил, что “информация о местоположении объекта является жизненно важным компонентом” для правоохранительных органов. Агентство, по его словам, “не сохраняет никакой информации, полученной при помощи симуляторов сотовой сети, кроме данных, имеющих непосредственную связь с конкретным расследованием”.