Неприятной новостью огорошило недавно бюро Census. Оказывается, каждое пятое домохозяйство в нашей стране получает фудстемпы. Впервые с 1980-го года большинством получателей подобного вида социального пособия оказались не многодетные семьи или одинокие старики из заброшенных районов страны – сегодня основными получателями социальной помощи являются работающие американцы, которым не хватает зарплаты, чтобы свести концы с концами.

work_for_welfare_rect-460x307 «Подобная статистика может означать лишь одно, – считает профессор экономики университета Миннесоты Майкл Кратц, – нынешнюю систему государственной поддержки беднейших слоев населения в ближайшее время сократить не удастся».

Напомним, в прошлом году республиканцы в Палате представителей и демократический Сенат договорились урезать программу фудстемпов на 4 миллиарда долларов.

Причин для этого было предостаточно. И нецелевое расходование средств, и мошенничества, столь обычные в подобных программах, и, наконец, желание политиков мотивировать получающих пособие американцев на поиск работы. Ведь, как известно, под лежачий камень вода не течет. Более того, чем дольше человек получает различные пособия, тем меньше у него шансов найти полноценную работу.

Все вроде логично. Но что делать тем, кто не может в нынешней экономике найти работу?

Чтобы ни говорили официальные экономисты,  реальный уровень безработицы в стране сегодня составляет около 37 процентов (с теми, кто уже отчаялся ее найти и не ищет). И в некоторых регионах найти работу практически невозможно. Или наоборот, найти работу можно, но заработок от этой работы настолько мал, что он не позволяет прокормить семью. Вот и выстраиваются сотрудники всяких «Макдоналдов» или «Венди» в очередь за пособиями.

Так что, по мнению экспертов, нынешние расходы на фудстемпы, а это почти 80 миллиардов долларов в год, сократить в ближайшее время не удастся.

По расчетам CBO (офиса по бюджету при Конгрессе) ситуация с фудстемпами может измениться в лучшем случае лет через 10, когда будет восстановлен рынок труда.

«Мы даже не могли предположить, – говорит профессор Тимоти Смидинг из университета Висконсина, –  что программа соцпомощи может так расшириться. При этом она не просто расширилась –  она качественно изменилась. Я имею в виду групповой портрет получающих сегодня пособие американцев по сравнению с такими же в 80-х годах.

Если в те годы основной категорией были, в первую очередь, необразованные, низкоквалифицированые люди, потерявшие работу, то теперь все совершенно иначе.

Почти 30 процентов получателей фудстемпов имеют неполное высшее образование. Семь процентов – закончили колледж. Более того, примерно 24 процента  получателей работают. Это лишнее  доказательство того, что сейчас за помощью обращаются и представители среднего класса».

Смидинг винит в создавшемся положении рецессию, вымывшую из страны несколько миллионов рабочих мест, и аутсорсинг.

«Кризис кардинально повлиял на рынок труда,- говорит он,- часть рабочих мест со средней зарплатой была уничтожена, а  взамен создаются рабочие места либо с низкой оплатой, либо с частичной занятостью».

К слову, частичная занятость – это не только продукт долгого отхода от кризиса, это еще и подарок Обамакера. Многие компании предпочитают переводить сотрудников на неполную рабочую неделю, чтобы не связываться с обязательным мандатом работодателя. Так что Обамакер сыграл немалую роль в росте армии получателей пособия. Хотя об это предпочитают не говорить.

И все же, считают специалисты, основная  проблема в том, что, получив работу, американцы не в состоянии прокормить свою семью. И в этом случае иногго выхода, как садиться на шею государству, нет. Многие жители из центра страны считают это унижением для себя, но… другого выхода они не находят.

Взять, к примеру, 25-летняя жительницу Остина (Техас) Мэгги Бавленсианор. После окончания школы она поступила в колледж, но из-за нехватки денег так и не закончила фсего. Для того, чтобы получить хоть какое-то специальное образование, она записалась в Национальную гвардию, прошла там курсы парамедиков и надеялась продолжить эту работу на «гражданке».

Увы, она так и не смогла найти работу по специальности, а ее армейского образования не хватило, что получить обычную лицензию. «У меня тогда просто не хватило средств, чтобы пройти необходимый дополнительный треннинг»,- вспоминает Мэгги.

Сейчас она воспитывает 3-летнюю дочку, работает хоуматтендантом, получая 10 долларов в час, и отчаянно собирает деньги, чтобы все же сдать экзамен на лицензию парамедика. А пока подала заявление на получение фудстемпов, ибо ее заработка за 6-дневную рабочую неделю не хватает. «Это просто ужасно,- признается она,- когда я записалась в армию, я была совершенно уверена, что служба и образование позволят мне построить свою дальнейшую жизнь. Оказалось, что все совершенно не так».

Н. Летов, Русский Базар