С момента вступления в должность администрация Трампа целенаправленно преследует даже законных иммигрантов, имеющих признанную защиту, переводя их в категорию «нелегальных». Эта стратегия ускорилась после того, как афганский беженец и бывший член элитного отряда афганских спецподразделений, прошедшего подготовку в ЦРУ, застрелил двух военнослужащих Национальной гвардии в Вашингтоне. Администрация использовала этот инцидент, чтобы обвинить беженцев, ограничить выдачу виз для граждан 19 стран и заморозить запросы на иммиграцию из Афганистана. В то же время, по мере приближения конфликта с Венесуэлой, США отменяют законные пути и защиту для венесуэльцев и других общин.

Результатом является беспрецедентное массовое аннулирование статуса для людей, которые соблюдали все правила, создавая замкнутый круг перехода от законного к «нелегальному» пребыванию, который может затронуть более двух миллионов человек и коренным образом изменить само понятие легальной иммиграции. К числу затронутых групп относятся получатели DACA, обладатели TPS из разных стран, а также лица, получившие гуманитарное условно-досрочное освобождение, которое распространяется на кубинцев, венесуэльцев, украинцев и многих других.

Эту чрезвычайно важную тему обсудили приглашённые спикеры на еженедельном брифинге ACoM для журналистов 5 декабря. Эксперты и правозащитники сошлись во мнении: Соединённые Штаты становятся свидетелями трансформации иммиграционной системы, которая выходит далеко за рамки временных изменений политики.

Как администрация переопределяет то, что означает находиться в стране на законных основаниях?

«Я думаю, первое, что нужно понять, — это то, что законодательство США содержит множество различных юридических иммиграционных статусов. Есть, конечно, гражданство, есть статус постоянного законного резидента, или то, что некоторые называют грин-картой. Но также существует множество статусов, которые, как мне кажется, иногда называют промежуточными. Это недолгосрочные законные статусы, но они влекут за собой разрешения на работу, и эти статусы определённо являются законными», — начал Хироши Мотомура, содиректор Центра иммиграционного права и политики Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA),
назвав временный защищённый статус и «пароль» в качестве примеров таких промежуточных законных статусов, на которые направлены усилия администрации.

«Я также должен упомянуть, что администрация объявила о пересмотре и, возможно, об отзыве статуса у лиц, имеющих постоянный иммиграционный статус. Это может особенно касаться принятия решений о предоставлении убежища: другими словами, вы находитесь в процессе получения грин-карты, но администрация хочет это пересмотреть. Администрация также в некоторой степени уделяет внимание денатурализации граждан. Другими словами, люди приехали как иммигранты, стали гражданами — и его хотят отнять, пересматривая старые дела», — продолжил он.

«Мы не знаем, какие правила существуют. Я также должен упомянуть ещё два момента. Один из них — это то, что администрация объявила, что будет переопределять, кому разрешено быть гражданином США. Так что мы можем говорить о “пустоте” законных статусов, даже о “пустоте” грин-карты».

По мнению Хироши Мотомура, администрация Трампа, похоже, полна решимости вернуться к иммиграционной системе, которая отдавала предпочтение одним национальностям и исключала другие.

«Существует сильное ощущение, что администрация хочет вернуться к системе, аналогичной той, что существовала примерно в 1900 году, системе, которая в подавляющем большинстве случаев отдавала предпочтение европейским иммигрантам», — отметил он.

Посредством указов президента, изменений в политике Министерства внутренней безопасности и новых судебных стратегий администрация нацелена на иммигрантов, которые легально проживали в стране в течение многих лет, включая получателей программы отложенных действий для детей-иммигрантов (DACA), временного защищённого статуса (TPS) и гуманитарного пароля.

Мотомура сказал, что наиболее поразительным является указ президента № 14160, направленный на отмену гражданства по праву рождения. Согласно этому указу, ребёнок, родившийся на территории США, не будет автоматически считаться гражданином, если хотя бы один из родителей не является гражданином или законным постоянным жителем.

«Изменение толкования гражданства США стало бы самым радикальным шагом, который мог бы предпринять Верховный суд», — сказал он, говоря о решении Верховного суда рассмотреть дело о том, имеет ли Трамп конституционное право ограничивать гражданство по праву рождения. По его словам, даже предложение таких изменений посылает сигнал о том, что «некоторые люди имеют право оставаться в стране, а другие — нет».

«Людям, которые соблюдали все правила, говорят, что им здесь не место», — сказал Мотомура. «Это фундаментальное изменение того, что означает легальная иммиграция в Соединённых Штатах».

«Пароль» и другие временные статусы

Беспокойство Мотомура поддержала Лаура Флорес-Перилла, юрист из Центра защиты прав человека Justice Action Center, отметив, что «на следующий день после начала второго срока Трампа администрация объявила о планах прекратить действие программы гуманитарного разрешения на въезд. Это часть кампании по лишению законного статуса людей, которые соблюдали все правила».

Флорес-Перилла описала случаи, когда лица, получившие гуманитарное разрешение на въезд, приходили на слушания в иммиграционный суд, ожидая обычных обновлений расписания. Вместо этого они узнавали, что их дела были прекращены, и их немедленно тут же задерживала Иммиграционная и таможенная служба; некоторые были подвергнуты ускоренной депортации. Команда Флорес-Перилла добилась временного судебного запрета на практику ускоренной депортации.

«Администрация всё ещё ищет другие способы воздействия на ту же группу лиц», — предупредила Флорес-Перилла.

Нарастающая неопределённость, касающаяся иммиграционного статуса, только усиливает страх среди иммигрантов, даже тех, кто въехал законным способом, и не обходит стороной ни одно из иммигрантских сообществ, в том числе венесуэльские семьи, бежавшие от преследований и экономического коллапса, сказала Аделис Ферро, исполнительный директор Венесуэльско-американского комитета.

«Каждый день я слышу о терроре, страхе, истощении и предательстве. Семьи годами выполняли все требования. Они подавали заявки на временный защитный статус (TPS), получали разрешения на работу, платили налоги и создавали малые предприятия. Теперь им говорят, что жизнь шестисот тысяч человек может рухнуть в одночасье», — рассказала она, отметив, что в венесуэльских группах в WhatsApp и на горячих линиях сообщества задаются одни и те же вопросы:

«Что случится с моими детьми, если я потеряю разрешение на работу?»,
«Стоит ли мне перестать водить машину, потому что я боюсь, что меня остановят?»,
«Что случится с моими детьми, родившимися в США, если меня задержат?»,
«Безопаснее ли переехать или просто исчезнуть?»

«Отсутствие работающего консульства Венесуэлы в Соединённых Штатах создаёт ещё одно препятствие для венесуэльских иммигрантов. Даже если люди хотят уехать или добровольно депортироваться, они не могут получить паспорта или удостоверения личности», — сказала Аделис Ферро.
«Это настоящий хаос».

«Увольняя судей, вы устраняете людей, которые рассматривают правовой статус», — сказал Джонсон. «Вы превращаете людей, которые когда-то имели законный статус, в людей, которые внезапно считаются нелегальными», — заявил бывший иммиграционный судья Джереми Джонсон, недавно отстранённый от должности в Сан-Франциско, описывая нынешнюю ситуацию как преднамеренное ослабление надлежащей правовой процедуры. Он сказал, что целые этажи иммиграционного суда, где он работал, теперь пустуют, десятки судей были уволены, и лишь немногие были заменены.

«Нетрудно представить себе будущее, в котором крупные суды будут полностью расформированы», — продолжил он.

«Люди получат возможность предстать перед судом только после ареста, часто после нескольких месяцев содержания под стражей. Задержание и ускоренная депортация стали инструментами, используемыми для того, чтобы заставить людей согласиться на депортацию».

«Люди боятся искать законные пути или их отговаривают от этого. Увольнение судей не сулит ничего хорошего», — предостерёг Джонсон.

Среди спикеров была участница программы DACA, которая приехала в Соединённые Штаты в возрасте пяти лет и провела почти всю свою жизнь в стране, поэтому новые изменения в политике влияют на её повседневную жизнь. Она представилась как Андреа, предупредив, что это не её настоящее имя, так как она опасается властей. Андреа получает высшее образование, но сейчас у неё нет уверенности в том, что после окончания учёбы она получит законный статус или работу. Её заявление на участие в программе DACA (программа отсрочки депортации для молодых иммигрантов) было заморожено с июля 2021 года после решения федерального суда о приостановке обработки новых заявок.

«Политика — это не просто бумажки. Она влияет на каждый аспект моей жизни», — сказала она. «Нам говорят, что мы должны сами депортироваться в страны, где мы не росли, но вся моя жизнь здесь».

Елена Кузнецова, Slavic Sacramento | American Community Media Services