Мне посчастливилось провести чудесный вечер 1 июня в незабываемом доме  супругов Раппопорт. Чудесным вечер стал потому, что его украсила своим пением и игрой очаровательная Таня Меламед из Чикаго, певица, блистательная пианистка, композитор, аккомпаниатор на гитаре. Она почти случайно оказалась в наших краях (были гастроли в Паоло-Алто и Сан-Франциско), так что времени на рекламу не осталось. Таня родом из Одессы, стандартная еврейская семья: отец – инженер, мама – музыкант, значит, и дети тоже музыканты. Та же модель семьи и у неё самой. Конечно, училась игре на фортепиано в музыкальной школе, в училище и в консерватории. Лет с 17 стала петь, брать уроки вокала, занимается вокалом сама до сих пор, ибо нет предела в совершенствовании исполнительского мастерства.

SONY DSC

Более часа непрерывного пения под собственный аккомпанемент, достаточно сложный и разнообразный, как и репертуар. С одинаковой выразительностью Татьяна исполняла популярные романсы, танго, французский шансон, еврейские местечковые песни и собственные песни на стихи И. Бродского, А. Ахматовой, А. Блока, Н. Заболоцкого. Каждая песня представляла собой мини-спектакль двух актёров, один из которых пел главную партию, а второй активно поддерживал, дополнял певицу, а порой спорил и возражал ей. Второй участник концерта – пианино, которое вполне заменяло оркестр, настолько богато было звучание в умелых руках пианистки. Порой лишними казались микрофоны, усилители, софиты, т.к. слышно и видно было малейший нюанс, взлёт бровей, лёгкое тремоло, отчётливо слышное пианиссимо, надрывное форте в голосе… Пела на русском, польском, французском, сефардском и иврите, почти без акцента. Всё это называется профессионализм и большой опыт выступлений.

Как рассказывает сама Татьяна: «Я могу петь на 12 языках, но чаще пою на русском и ориентирована на русскоязычную публику. Если в зале сидит большинство американцев, как правило, им кто-то переводит текст песен. Каково же было моё удивление, когда на одном из концертов оказался всего один русскоязычный человек. Спросив у американцев, как же вы понимаете смысл песен, услышала, что смысл – не самое главное, английского мы наслушались. Главное – настроение, эмоции, а они понятны из музыки, когда они достаточно выразительны. Так я наглядно убедилась, что музыка – интернациональный язык».

Что касается ближайших планов, то Таня собирается делать большую презентацию своего очередного диска, а присутствовавшие слушатели имели возможность приобрести этот только что вышедший диск прямо после концерта. Кроме того, готовит целую серию тематических камерных вечеров, например, «Песни ушедших лет», «Русские романсы», «Клезмерские  ночи».
Рассказывая о своей композиторской деятельности, Татьяна Меламед подчеркнула, что обычно идёт от понравившихся слов. «Если у меня мурашки по коже, меня это затронуло, то это стихотворение может также затронуть тех людей, которые это будут слушать. Тогда рождается идея сочинить песню, и процесс идёт быстро.

Меламед – это моя настоящая фамилия от папы, никакое не сценическое имя. Кстати, « Меламед»  означает «учитель» на иврите».

После концерта эмоциональный подъём долго не покидал слушателей, они попросту не хотели расходиться, благо, хозяева дома не разгоняли гостей. Вот мнения слушателей.

Хозяева незабываемого гостеприимного дома, Виктор и Светлана Раппопорт: «Да, всех, кто у нас бывает, поражает внутреннее убранство нашего просторного дома. Все эти необычные рамы для картин и зеркал делает мой муж. Он – краснодеревщик, все деревянные изделия в доме он сделал своими руками, порой без станка. Стеллажи для книг в нашей библиотеке и этот затейливый шкаф в виде корабля существуют лишь в одном экземпляре, т.е. уникальны. Разработка дизайна – тоже его. Думаем, что в таком красивом доме не стыдно выступать нашей гостье, Танечке, мы приложили все усилия, чтобы было удобно и гостье, и зрителям».

Эсфирь Портянская: «Многие зовут меня Эстер, я также музыкант с высшим образованием, жила в Ташкенте, переехала в Сан-Франциско, а три года назад осела в Сакраменто.  Директор христианской музыкальной школы пригласила меня  в хор. Меня шокировало, что люди без всякого музыкального образования читают свои партии с листа и очень точно поют свои партии в хоре. Позже я поняла, что музыка внедряется в сознание не только с пелёнок, но и раньше, даже в утробе мамы… Вероятно, это относится и к Тане Меламед.  По поводу сегодняшнего концерта, то он восхитительный! Мне нравится эта хрупкая девочка, играет великолепно довольно сложные произведения, да ещё и поёт, да ещё держится совершенно свободно.  В ней столько шарма, положительной энергетики».

Владимир Меркулович: «Одно слово – великолепно! Что, мало? Скажу ещё – Таня Меламед – это человек, в котором кипит энергия. Ведь все песни – воспоминания из наших детских лет, мы их все знаем, слышали в разных исполнениях. Сегодня мы чувствовали себя участниками концерта: мы и подпевали, и пели «Падам, падам», и кричали «Довольно!» по просьбе Тани. Всё это очень затрагивает, очень близко. Софа, теперь ты».

София Меркулович: «Эти песни исполняют многие певицы, например, Елена Камбурова. Нам есть, с чем сравнивать. Но у Танечки есть свой стиль, неповторимый. Это то, что её отличает, очарование, шарм, которого нет у других исполнителей этих же песен. Она исполняет репертуар и Эдит Пиаф, и Клавдии Шульженко. Но исполняет по-своему, так, как Татьяна Меламед. И это совершенно великолепно!»

Подытоживая мнения, замечу, что пение Татьяны Меламед меня восхищает, вновь и вновь прокручиваю записанный концерт и купленный диск. Будем ждать, когда гастрольная жизнь опять забросит эту прекрасную певицу в наши края. Надеюсь, что реклама будет более обширной, и придёт гораздо больше любителей элегантных песен.

Татьяна Лаврушенко, “Диаспора”