Дом Уильяма Сарояна во Фресно выставлен на продажу

520

Призыв министерства диаспоры и Союза писателей Армении к армянским меценатам о купле выставленного на продажу в США дома величайшего писателя Уильяма Сарояна остался пока без ответа. В беседе с Tert.am из пресс-службы министерства диаспоры заявили, что откликов нет.

Председатель Союза писателей Армении Эдвард Милитонян сообщил Tert.am, что, возможно, в аукционе примут участие армянские меценаты и не обязательно, чтобы они получили ответ на свой призыв.

«Мы не сразу получим отклики на призыв. Тот, кто пожелает, не будет звонить и делиться со мной. Этот призыв был просто для информирования, чтобы люди узнали и участвовали, а о своем участии вряд ли они сообщат нам», – сказал он.

Отметим, что дом известного армяно-американского писателя во Фресно будет выставлен на продажу 5 мая в федеральном суде Фресно в 10:00.

Поэт Давид Ованнес в беседе с Tert.am выразил надежду на то, что найдется кто-то, кто примет участие в аукционе и приобретет дом с целью превращения его в армянский культурный центр.

«В США есть острая необходимость в создании мощного культурного центра, которым станет дом Уильяма Сарояна, покупка которого обязательна для всего армянства. Слава Богу, у нас достаточно армянских бизнесменов и богачей, пускай купят этот дом и сделают его местом для собраний армянства во Фресно, символическим местом, где не только будут вспоминать личность и творчество Уильяма Сарояна, но и будут проводиться мероприятия армянства, а также вечера американской литературы», – сказал он и добавил, что воспрявший в последние дни всеармянский дух должен иметь продолжение, и дом должен быть куплен.

«Если на аукционе дом купит кто-то другой, то наше дело намного ухудшится: он выкупит его за одну цену, а потом продаст армянам за гораздо высокую цену. Если хотите сохранить честь армянина, то нужно приобрести этот дом, иначе клеймо позора будет на челе армянской культуры и всего армянства.

Ни министерство культуры Армении, ни министерство диаспоры не могут взяться за это, и в итоге может кто-то купить, а мы устроим общенациональную скорбь и в итоге за очень высокую цену попытаемся его выкупить», – сказал он.

Давид Ованнес заметил, что в армяноязычных общинах у нас есть политические, финансовые, религиозные центры, но нет культурного центра. «Сегодня, подобно воздуху, необходимо иметь такой центр. Колония Лос-Анджелеса также, как армянские колонии погрязла в сале и  деньгах, не говоря уже о том мощном лобби, которым мы, безусловно, имеем в Калифорнии и Нью-Йорке, да и вообще на западном берегу. Они как-то меняют свой характер и становятся центрами финансово-экономической деятельности всеармянского политического лоббинга».

Давид Ованнес убежден, что американское государство, в отличие от дома Ованнеса Туманяна в Тбилиси, никоим образом не будет препятствовать превращению дома Уильяма Сарояна в культурный центр.

«Это будет намного более действенно, нежели дом Туманяна в Тбилиси, когда у правнука Туманяна взяли дом и хотят превратить его в центр армянской культуры. Судьба дома окончательно так и не прояснилась. Очевидно, что грузины затягивают уточнение статуса дома, и понадобятся годы, а может и десятилетия на то, чтобы дом служил своей цели. На мой взгляд, они и не позволять придать ему такой статус.

Отметим, что в доме во Фресно Уильям Сароян прожил последние 17 лет своей жизни. Построенный из простой штукатурки дом по адресу 2729 W. Griffith Way, расположенный к западу от школы Купера, после смерти Сарояна в 1981г. поменял троих хозяев, и дважды оказывался перед опасностью потери права на собственность.

Дом, на котором висит мемориальная доска, посвященная памяти лауреата Пулитцеровской премии (одна из наиболее престижных наград США в области литературы, журналистики, музыки и театра – Tert.am) и Оскара (премия Академии кинематографических искусств и наук США (Сароян был удостоен ее за сценарий к фильму «Человеческая трагедия» 1944г.) – Tert.am), пуст с извещением о лишении права на собственность.

Маленький дом (1228 квадратных футов) был построен в 1964 году. В нем три спальни и одна ванная. По словам соседа, когда собственником дома был Сароян, он посадил плодовые деревья. Строение включено в список городских исторических ценностей.

На стене дома установлена доска, на которой написаны названия 10 книг, которые были написаны Сарояном в те годы, когда он жил в этом доме.