“До тюрьмы ещё далеко, но Трамп проигрывает на всех фронтах”

676
Фото: White House/Twitter

До тюрьмы ещё далеко, но Трамп проигрывает на всех фронтах.

Начнём с города Нью-Йорка. 6 декабря суд присяжных признал два бизнеса Трампа виновными в 17 обвинениях в связи с налоговым мошенничеством. В центре этого дела были дорогие подарки для директоров и их семей вместо дополнительной зарплаты. Таким образом и фирма, и сотрудники нашли хороший метод для неуплаты налогов.

Первые официальные обвинения в этом деле были выставлены полтора года назад против финансового директора трамповского бизнеса Аллена Вайсельберга (ссылка на мою статью в первом комментарии). Прокурор Сай Вэнс пытался заставить Вайссельберга дать показания против Трампа в обмен на смягчение приговора. Сам Вэнс не стал баллотироваться на следующий срок, нанял дополнительных прокуроров, и в январе после местных выборов манхэттенскую прокуратуру возглавил Альвин Брэгг.

Но не всё пошло по плану. Вайсельберг отказался давать показания против Трампа. В феврале два прокурора, нанятые Вэнсом, подали в отставку. Детали держатся в секрете, но в печать просочилась информация о том, что Брэгг наложил вето на обвинения против Трампа. Брэгг посчитал, что у прокуратуры нет достаточно доказательств для передачи дела в суд.

Однако расследование тихо продвигалось вперёд. Летом Вайссельберг признал себя виновным и согласился дать показания против бизнеса Трампа. Он стал главным свидетелем. С учётом его сотрудничества прокуроры рекомендуют всего 100 дней тюремного срока.

Решение суда – это небольшая и во многом символическая победа. Бизнесы Трампа должны будут заплатить штраф на 1,62 миллиона – карманные расходы в таких организациях.

Но на этом история не заканчивается. За день до приговора Брэгг нанял дополнительного прокурора Мэтью Коланджело (Matthew Colangelo). Несколько лет назад Коланджело участвовал в расследовании благотворительной организации Трампа, после чего эта коррумпированная контора прекратила своё существование. В прошлом году Колланджело исполнял обязанности заместителя генерального прокурора – третья должность в Минюсте. Такие люди не нанимаются просто так.

И вопрос не только в неуплате налогов. Во время предвыборной кампании 2016 года Трамп секретно заплатил за молчание $130,000 порнозвезде, с которой он переспал. С точки зрения американских законов (не смейтесь) эти деньги нужно декларировать, как расходы на предвыборную кампанию.

Параллельно с городом Нью-Йорком Трампу выставил обвинения и штат Нью-Йорк (здесь ничего нового, но повторяюсь для полноты картины). 21 сентября прокурор Летишия Джеймс выставила официальные обвинения в мошенничестве против самого Трампа и его детей. Они обвиняются в том, что в течение более 10 лет они обманывали кредиторов и страховые компании, завышая стоимость своих активов на миллиарды долларов.

Это дело тоже не угрожает Трампу тюремным сроком. Победа в суде может привести к запрету для Трампа и его детей заниматься бизнесом в штате Нью-Йорк.

Дополнительно, Джеймс передала дело в прокуратуру Южного Округа Нью-Йорка, которая потенциально может выставить Трампу криминальные обвинения на федеральном уровне.

В штате Джорджия прокурор Фани Уиллис расследует попытку Трампа изменить результаты голосования. В центре этого дела запись разговора с секретарём Джорджии Брэдом Раффенспергером, когда Трамп потребовал «найти» необходимое количество голосов. Кроме этого, в Джорджии была создана группа фальшивых выборщиков, чтобы оспаривать результаты выборов.

Союзник Трампа в Сенате Линдси Грэм и глава администрации Трампа Марк Медоуз пытались уйти от дачи показаний в этом деле. Однако в ноябре суды постановили, что спрятаться от прокуратуры они не смогут.

Комиссия 6-го января заканчивает своё расследование и предоставит отчёт до конца года. 9 публичных слушаний уже продемонстрировали непосредственное участие Трампа в попытке государственного переворота. Если вы граждане США / понимаете по-английски, то посмотреть все слушанья – это просто гражданский долг, причём намного интереснее, чем последние сериалы.

Во вторник комиссия сообщила, что планирует передать в Минюст рекомендации для криминального расследования. Очень вероятно, что главный преступник окажется в этом списке.

Однако это в большей степени формальность, потому что Минюст не нуждается в рекомендации от Конгресса. Около 900 человек оказались под следствием, из них более 400 признали себя виновными, и больше 20 были признаны виновными судом присяжных.

29 ноября два лидера экстремистской группировки Oath Keepers (хранители присяги) были признаны виновными в «мятежном заговоре» (seditious conspiracy) против Соединённых Штатов Америки. Это важно сразу по двум причинам. Во-первых, эта статья используется чрезвычайно редко, и у прокуроров недостаточно прецедентов, чтобы выдвигать обвинения в «мятежном заговоре». А во-вторых, лидеры Oath Keepers не были в Капитолии во время штурма. То есть их признали виновными как руководителей попытки государственного переворота, а не как непосредственных участников. А значит у прокуроров открываются дополнительные возможности использовать ту же самую статью против самого главного организатора.

Минюст так же расследует кражу документов, которые бывший Президент вынес из Белого Дома.

В попытке затормозить расследование адвокаты Трампа нашли дружественно настроенную судью. Она практически запретила Минюсту продолжать расследование и назначила специального следователя для сортировки украденных государственных документов, в том числе секретных документов, и личных документов Трампа, которые Минюст конфисковал во время обыска.

Минюст успешно оспорил эти решения. 1 декабря апелляционный суд отменил специального «сортировщика» в очень жёсткой форме, и теперь расследование может продолжаться полным ходом.

Как и ожидалось, Трамп объявил, что будет снова баллотироваться на пост Президента. Скорее всего, в расчёте на то, что официального кандидата в Президенты будет намного сложнее засудить. Трамп будет продолжать рассказывать, что его преследуют по политическим причинам, и угрожать нам гражданской войной.

В ответ генпрокурор Меррик Гарланд назначил специального прокурора Джека Смита для расследования обоих преступлений: попытку переворота и кражу документов. Специальный прокурор всё равно подчиняется Гарланду, но создаёт дополнительную прослойку между политическими страстями и судебными делами. Республиканцы в Палате представителей наверняка попытаются помешать Минюсту, но им будет намного сложнее добраться до специального прокурора.

Не менее интересно, что Смит занимался расследованием военных преступлений, преступлений против человечества и геноциде международном суде. Если бы Минюст не готовил серьёзные обвинения против Трампа, то навряд ли Смит оставил бы свою важнейшую работу в Гааге.

Эксперты считают, что доказать кражу государственных документов, в том числе секретных, будет достаточно просто. Предполагается, что это будут первые обвинения против Трампа в федеральном суде. На предъявление обвинений в попытке переворота понадобится больше времени.

И, наконец, Трамп проиграл все попытки спрятать свои налоговые декларации от Конгресса. Он снова тянул время, может быть, в надежде, что республиканцы победят на выборах и закроют этот вопрос.

Но в ноябре Верховный суд постановил, что законодательная власть имеет полное право на эти документы. Демократы успеют ознакомиться с налогами Трампа до конца года (нью-йоркский прокурор Альвин Брэгг получил доступ к этим документам ещё раньше). Ни Конгресс, ни прокуроры не должны разглашать содержание налоговых документов Трампа без веских причин. Конечно, всегда может произойти утечка. Но я сомневаюсь, что мы узнаем что-то принципиально новое: Трамп систематически преувеличивал размеры своих активов, но при этом всячески избегал уплаты налогов.

Невозможно предсказать, чем и когда закончатся эти судебные процессы. Но очевидно, что Трамп везде терпит поражения. Правосудие занимает время, а с бывшим Президентом требуется ещё более жёсткое доказательство вины. Я сохраняю оптимизм и рассчитываю на стремительное развитие событий в ближайшие несколько месяцев.

Дмитрий Абрамсон