Что происходит с коллективным иммунитетом против COVID-19 в Америке и во всем мире?

304

В настоящее время очевидно, что пока не откроется экономика, тема COVID-19 и связанные с ней вопросы (последствия, иммунитет, его продолжительность, вакцинация, постковидный симптом и др.) еще долго будут обсуждаться она самых разных уровнях.

К самым обсуждаемым вопросам в текущий момент относят, естественно, вакцинацию и коллективный иммунитет, образуемый с достижением определенного порога привитых людей. К настоящему времени в США полностью вакцинированы 37,3% населения страны. Для сравнения, в Израиле количество вакцинированных людей составляет 56,3%. Также в настоящее время в США наблюдается заметный спад новых случаев заболеваний и смертей от COVID-19, что формирует уверенность, что опасный вирус в стране взят под контроль. 

Но возникают вопросы – сможет ли Америка поддерживать наметившийся купол защиты от коронавируса в условиях, когда в разных регионах мира происходят крупные вспышки заболевания? И заинтересована ли Америка вообще в вакцинации всего остального мира?

Эти и другие вопросы обсудили на еженедельной конференции Ethnic Media Services доктор Марк Липстич, профессор эпидемиологи и директор Центра динамики инфекционных заболеваний при Гарвардской школе общественного здравоохранения (Dr. Marc Lipstich, Professor of Epidemiology and Director of the Center for Communicable Disease Dynamics at the Harvard School for Public Health), доктор Бен Ньюман, главный вирусолог Глобального исследовательского комплекса здравоохранения Техасского университета A&M (Dr. Ben Neuman, Chief Virologist at the Global Health Research Complex at Texas A&M University, доктор Розан Гуерра, сотрудник кафедра патологии Центра биологических и медицинских наук Федерального университета Мараньяо, UFMA, БРАЗИЛИЯ (Dr. Rosane Guerra, Department of Pathology, Biological and Health Sciences Center at the Federal University of Maranhao UFMA, Brazil) и Питер Майбардук, директор Группы общественного доступа граждан к лекарствам (Peter Maybarduk, Director of Public Citizen’s Access to Medicines Group).

Все специалисты единогласно сошлись во мнении, что Америка не сможет оставаться в своеобразном пузыре, изолировавшись таким образом от всего мира, с точки зрения сохранения поддержания определенного уровня вакцинии и контроля распространения заболевания. Это просто невозможно в современном мире с непрекращающимися перемещениями людей (хоть и заметно сократившимся по сравнению с докованным периодом) и с продолжающимся торговым, культурными и пр. взаимодействием. Поэтому, контроль над коронавирусом требуется не только в масштабах одной страны, но и в масштабах всего мира. 

Эпидемиолог Марк Липстич заявил, что в СМИ очень много говорят о коллективном иммунитете, но часто возникает непонимание – что же это такое на самом деле? В первую очередь это не политическое понятие, не политический термин, а факт, который образуется путем вакцинации или инфицирования. Доктор Липстич дал такую трактовку: коллективный иммунитет – это определенное количество людей в популяции, у которого есть полный или частичный иммунитет, замедляющий или делающий невозможным распространение вируса. 

Марк Липстич заявил, что получить коллективный иммунитет в США невозможно. Для получения коллективного иммунитета в Америке нужно полностью вакцинировать минимум 80% населения всей страны, но значительная категория населения – дети младше 12 лет – не вакцинируется. В сложившихся обстоятельствах важным действием является вакцинация наиболее уязвимой категории населения. Также он считает, что распространения вируса в следующие несколько лет продолжится.
По прогнозу эпидемиолога, лето будет спокойным, а осенью вероятен рост заболеваний, т.к. меры предосторожности будут ослаблять. Также он не считает, что другие варианты вируса (например, южноафриканский или британский) представляют серьезную угрозу в Америке, хотя они все присутствуют в стране.

Гостья из Бразилии доктор Розан Гуерра отметила, что в ее стране риск коронавируса преуменьшен, меры предосторожности недостаточно эффективные. Она связывает это с тем, что президент Бразилии переболел COVID-19 в мягкой форме и поэтому считает, что эта болезнь не опаснее обычной простуды. Отсюда также вытекает и низкий уровень вакцинации в стране (всего 8%, Slavic Sacramento), количество новых случаев заболевания продолжает расти. Поэтому она обеспокоена новыми формами вируса, против которых вакцина бессильна.

Вирусолог Бен Ньюман со своей стороны отметил, что неизвестно, как долго сохраняется иммунитет от COVID-19 (неважно, как он был получен – через вакцину или инфицирование), т.к. определенный анти-тела со временем сокращаются, поэтому иммунитет – это вопрос времени. Он убежден, что в борьбе с вирусом не может быть половинчатых методов, поэтому нужна всеобщая коллективная вакцинация в течение определенного периода времени. С точки зрения Бена Ньюмана, вакцины эффективны. В США отношение к ним построено на доверии или, наоборот, недоверии. Он, как вирусолог он сказал, что доверяет вакцине, а не вирусу.

Также он отметил, что вирус изменяется очень неожиданно и такие изменения могут привести к более тяжелому заболеванию, поэтому вакцинация чрезвычайна важна. Доктор Ньюман не исключает, что в будущем возможна ежегодная вакцинация от COVID-19, так же, как и от гриппа, это будет зависеть от изменений и мутаций коронавируса.
Питер Майбардук со своей стороны, что в настоящее время глобальная проблема – это производство и распространение вакцины. Текущая ситуация демонстрирует, что некоторые страны не имеют доступ к компонентам вакцин, поэтому не могут наладить их производство. Поэтому возникла COVAX (COVID-19 Vaccines Global Access) – глобальная инициатива, направленная на равный доступ к вакцинам против COVID-19, возглавляемая Глобальным альянсом по вакцинам и иммунизации, (Global Alliance for Vaccines and Immunization, or GAVI), Коалицией за инновации в обеспечении готовности к эпидемиям (Coalition for Epidemic Preparedness Innovations (CEPI) и Всемирной организацией здравоохранения (WHO, World Health Organization).

Одна из задач инициативы, как сказал Питер, вакцинировать 20% населения в этом году, это примерно 2 миллиардов доз вакцин. В настоящее время 5 вакцин получили одобрение COVAX: Pfizer, AstraZeneca, Moderna, J&J, Sinopharm. Другая задача COVAX –  справедливое распределение вакцин по всему миру.

Питер Майбардук убежден, что у всех стран мира должен быть одинаковый свободный доступ к знаниям к разработке вакцин и к материалам для их прозводства, это будет только на пользу для всеобщего блага.

Елена Кузнецова, SlavicSac.com