ФOTO: Михаил Урубков

История не уходит в прошлое, она возвращается снова и снова, и порой прошлое вдруг неожиданно оказывается неотделимой частью нашего настоящего.

Очень много лет назад Владимиром Войновичем была написана трилогия «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», но зрители, собравшиеся в небольшой школьной аудитории The Michael Jackson Auditorium (Gardner School) в Голливуде, словно заново пережили вместе с писателем все его прошлое, которое неотделимо от прошлого каждого из нас, нашей истории и той страны, в которой мы родились.

Между чтением коротких прозаических произведений и стихотворений собственного сочинения, Владимир Войнович вспоминал, как ребенком пережил эвакуацию во время войны: «Жил в эвакуации в деревне, учился мало, а работать начал с 11 лет».

Затем, в послевоенные годы был призван в армию, где собственно и начал писать стихи, получил от редакции свой первый гонорар за публикацию стихотворения, а затем стал заставлять себя писать стихи каждый день. После армии были неудачные попытки поступить в Литературный институт в Москве, и вот так появилась телеграмма, написанная им как ответ приемной комиссии:

«Не очень обрадован вашим ответом ТЧК не падаю духом ЗПТ я буду поэтом ТЧК» – В. Войнович
Вспомнились успех и слава, пришедшие после того, как песня на его стихи «Четырнадцать минут до старта» вдруг приобрела огромную популярность и исполнялась нараспев всеми советскими космонавтами. Тут же поступило заманчивое предложение стать членом Союза Писателей СССР.

Я верю, друзья,
Караваны ракет
Помчат нас вперед
От звезды до звезды.

На пыльных тропинках
Далеких планет
Останутся наши следы

(В. Войнович).

Затем Войнович полностью сосредоточился на прозе, и с 1963 по 1975 годы им был написан роман «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», опубликованный за границей. Вслед за выпуском «антисоветского» произведения за писателем началась слежка, и в 1980 году его «попросили» покинуть страну.

«В 1980 году мне было 48 лет, – вспоминает Войнович, – и я не знал, что делать дальше. Я думал-думал-думал, и решил, что романы надо писать покороче. Так появился роман «Успех» (тут Владимир Николаевич показывает аудитории текст размером с одну печатную страничку). Под смех в зале писатель зачитывает свое произведение:

«Даю ур. рус. яз., пер., ух., подмет., полив., стир. Ищу знакомства с интеллигентной состоятельной дамой не старше 35 лет. Серьезные намерения. Фото обязательно.» (В. Войнович. «Успех. Роман в объявлениях»).

Тут же Войнович не преминул вспомнить, как еще, будучи в эмиграции, к нему в гости приехал Булат Окуджава, и, благодаря этой встрече, написалось стихотворение, первое спустя двадцать с лишним лет: «Я никого не трогал, лишь повести кропал, но с отчего порога был изгнан и попал за дальние пределы на чуждые пиры, но где-то конь мой белый гуляет до поры…»

Тогда же, в 80-х, на свет появилась антиутопия «Москва 2042», рассказывающая о России будущего, стране победившего социализма. Писатель с горькой иронией провел параллели между нынешней политической обстановкой и событиями, описанными в его романе.

Корреспондент “Славянского Сакраменто” Светлана Крапивина не преминула спросить Владимира Николаевича о его достижениях в живописи. Мало кто знает, что Войнович несколько лет назад провел выставки своих картин в России.

«Я с некоторых пор начал упорно заниматься живописью, еще до недавнего времени я говорил, что я – молодой художник, и я начал писать картины, едва достигнув пенсионного возраста», – отшутился писатель.

В завершение творческого вечера Владимир Войнович ответил на вопросы зрителей: обсудили прототип Ивана Чонкина, вспомнили написанную им когда-то версию гимна России, поговорили о Владимире Сорокине и Викторе Пелевине. Затем, по старой традиции, Владимир Николаевич принялся раздавать автографы собравшимся в зале.

У всех желающих посетить творческий вечер писателя еще есть возможность купить билеты на его выступление в Нью-Йорке, которое состоится 12 июня. Заказать билеты вы можете, перейдя по этой ссылке.