Недавно в федеральный суд Южного округа Калифорнии поступило ходатайство канадского бизнесмена Натана Джейкобсона, который просит отозвать его признание вины, утверждая, что пошел на это под давлением своего бывшего защитника Стивена Скурки, известного адвоката из Торонто.

nathanjacobson

«Скурка сказал мне, что если я не признаю себя виновным, мой бизнес и мое доброе имя будут уничтожены, – написал Джейкобсон с помощью нового адвоката, тоже известного Брайана Гринспана. – Он также сказал, что если я буду сотрудничать с федеральной прокуратурой, то смогу получить испытательный срок и снизить обвинение с тяжкого на менее тяжкое… Скурка постоянно говорил мне, что для меня единственный выход, это признать вину в отмывании денег, а в ином случае мне грозит 27 лет тюрьмы».

К тому же, утверждает Джейкобсон, он ни в чем не виновен и сожалеет о том, что послушался Скурку, обвиняя адвоката в «ошибочном юридическом совете» вопреки его «утверждениям о невиновности» и в оказании на него давления.

Шесть лет назад Джейкобсон признал себя виновным в одном эпизоде отмывания денег, полученных за распространение в США через Интернет медикаментов, которые продаются только по рецептам, и согласился выдать федеральной казне 4,5 млн долларов. Эта сделка с прокуратурой прошла без огласки, и заговорили о ней только 2012 году, когда канадец не явился на приговор в суд Сан-Диего. За это время он раздумал признавать вину, порвал со Стивеном Скуркой и завалил суд доказательствами своей невиновности и вины адвоката. В частности, написал Джекобсон судье, который первым вел его дело, «я узнал, что мой защитник сговорился с федеральным прокурором, чтобы вынудить меня признать вину.

Конкретно, мой адвокат был за это вознагражден и получил примерно 1 млн долларов США из денег, которые я выдал правительству Соединенных Штатов».

В другом письме Джейкобсон указал, что он и его семья «страдают от страха и угроз жизни со стороны организованной преступности, прямо связанными с признанием вины», а также, что он «много лет предоставлял услуги и сведения, иногда секретные, государственным службам США, Канады и Израиля». Он не уточнял, что это за секретные сведения, которые он якобы поставлял разным правительствам, и не объяснял, почему ему угрожают международные преступные синдикаты.

Ни одно из его утверждений про вину адвоката Скурки не получило подтверждения, и Натан Джейкобсон от них отказался, а его новый адвокат Гринспан от имени своего клиента заявил, что «любое предположение о неэффективной помощи, вынуждении и сговоре с прокурорами не имеет фактического основания и категорически отрицается».

Приговор Джейкобсону пока не вынесен, и тут впору вспомнить о славном прошлом этого незаурядного человека.

60-летний Джейкобсон родился в Виннипеге и 19-летним юношей полетел в Израиль, чтобы помочь своему народу дать отпор арабам а Войне Судного Дня. Оставшись там, он вступил в Армию обороны Израиля, дослужился до капитана и ушел в почетную отставку в 1979 году. Вернувшись в Канаду, Натан Джейкобсон поселился в Торонто, основал холдинг West Group of Companies и выбрался на советский, а затем постсоветский рынок. В 1992 году газета Toronto Star назвала Джейкобсона «ковбоем капитализма в России», который продавал нуворишам бронированные «Кадиллаки». В начале 1990-х годов компания Джейкобсона открыла в России и Украине сотни бензозаправок, бензоханилища и пару терминалов, а также занималась сталью и трубопроводами.

На родине российские дела Джейкобсона считали не такими идеальными, и в 1998 году он подал в суд на генерального прокурора Канады, на бывшего агента канадской разведслужбы CSIS (Canadian Security Intelligence Service) и еще на двух агентов, обвинив ответчиков в подаче неверных государственных документов и клевете. Как утверждал истец, агент CSIS, которого он не назвал, распространил слухи, будто Джейкобсон «активно занимается преступлениями, а конкретно наркотиками, представляет в Канаде русскую мафию, привозит в Канаду членов мафии и совершает другие преступления». Не ясно, чем завершился тот иск, но репутация Натана Джейкобсона в России тогда не пострадала.

В 2003 году журнал Canadian Business написал, что Джейкобсон выступал перед сотрудниками West Group в элитной московской бане и сообщил им, что «наша компания может перейти к обороту от 100 млн долларов в год к одному миллиарду долларов». В августе 2004 года сообщалось, что West Group of Companies выбрана консультантом проекта достройки Богучанской ГЭС. Компанию Натана Джейкобсона отрекомендовали, как «международный вертикально интегрированный инженерно-конструкторский холдинг, предоставляющий услуги по проектированию, экспертизе и реализации проектов на территории Северной Америки, Ближнего Востока, России, Белоруссии, Украины и Латвии».

С тех пор концерн West Group прекратил существование, и его операции в России закончились. Дела Джейкобсона пошли хуже, и в начале 2000-х годов он решил вложить деньги в новую компанию, которая была зарегистрирована как корпорации Rx Payments Ltd. и Paygea, Ltd. Обе занимались обработкой операций с кредитными картами «в связи с растущим спросом на почтовые заказы у авторитетных фармацевтов».

Одна из аптек, которая пользовалась услугами компании Джейкобсона, нарушила закон США, торгуя через Интернет лекарствами без необходимых для их продажи рецептов. По словам Джейкобсона, ему сообщили об этом из нашего федерального Управления контроля за пищевыми продуктами и медикаментами (U.S. Food and Drug Administration или FDA), и в 2006 году он «добровольно начал работать с госслужащими США для выявления нелегально действующих интернет-аптек». Правда это или нет, но в июле 2007 года Натана Джейкобсона и еще 17 человек обвинили в рэкете, отмывании денег и сговоре с целью мошенничества.

Дело слушалось в федеральном суде Южного округа Калифорнии в Сан-Диего, и Джейкобсон нанял торонтского адвоката Стивена Скурку, а поскольку у того не было права вести дела в Соединенных Штатах, Скурка пригласил помощником нашего адвоката. Именно тогда Скурка, по утверждениям Джейкобсона, от которых он позже отказался, стал уговаривать его признать вину. Натан поначалу отказывался, и в ноябре 2007 года послал Скурке электронное письмо о том, что признание вины в уголовном преступлении подорвет его репутацию и «помешает возможности получать и исполнять дипломатические должности».

Натан Джейкобсон уточнил, что он назначен генеральным консулом Коста-Рики в Канаде», что было полуправдой, так как это назначение не состоялось из-за возражений канадского правительства. Помимо этого, написал Джейкобсон адвокату, судимость помещает ему «стать сенатором, а также получить канадский орден и израильскую награду».

Однако аргументы Скурки оказались сильнее, и в сентябре 2008 года Джейкобсон признался судье Ирме Гонзалес в одном эпизоде отмывания денег, рассчитывая на обещанный адвокатом условный срок, но судья такой гарантии ему не дала, хотя надолго отложила приговор в связи с помощью Джейкобсона прокуратуре.

Приговор был назначен на 30 июля 2012 года, но до этого в душу Натана закрались сомнения. Он заподозрил своего адвоката в тайном сговоре с прокурором, и в назначенный день не прилетел на приговор в Калифорнию, а улетел из Канады в Бирму, которая недавно из королевства стала республикой Майанмар. Неявка на приговор нарушила условия признания вины, и на Джейкобсона, который все эти годы гулял под залогом, был выдан ордер на арест.

В июне прошлого года он вернулся в Торонто, где, как сказано в судебных документах, «добровольно сдался властям, был взят под стражу» и помещен в тюрьму, где провел неделю, согласился на экстрадицию в США, и 24 июля 2013 года Натана Джейкобсона в наручниках привезли в международный аэропорт Пирсон, где с рук на руки передали нашим федеральным маршалам.

В федеральной тюрьме МСС в Сан-Диего он просидел до 5 сентября и был освобожден под залог в 1,4 млн долларов, но, пойдя на это, судья Уильям Маккурин запретил ему выезжать за пределы города и обязал носить на ноге электронный браслет-сторож.

В Сан-Диего неутомимый Джейкобсон нанял команду местных адвокатов и затеял борьбу за отказ от признания вины. Из судебных документов видно, что до лета 2012 года Натан Джейкобсон вращался в высших кругах канадского политического истеблишмента, водил знакомство с авторитетными министрами Джоном Бэрдом и Джейсоном Кенни, фотографировался с канадским премьером Стивеном Харпером и израильским Биньямином Нетаниягу. О своих высоких связях в России он помалкивает, очевидно, не желая ворошить историю про связи с «русской мафией».

Александр Грант, Русская Реклама

По теме: Сенатора обвиняют во взятках