Греческое православие центральной Калифорнии празднует Пасху в этом году под сводами русской иконографической живописи. Уникальная церковь, внешне напоминающая строение ноева ковчега, была построена греческими православными во Фресно в 50-х годах прошлого века, однако купол оставался нетронутым до последнего времени.

Представители религиозной общины более полувека искали художников, способных расписать купол в стиле древней иконописи, но все усилия оставались без успеха.

Из десятков приглашенных специалистов из разных стран не нашлось ни одного кто бы взялся за это дело. В конце концев американцы встретили Валерия и Ларису Бутырских – выпускников питерского института живописи им. Репина. Семейная пара прибыла специально из Санкт-Петербурга для того, чтобы закончить дело греческих мастеров.

“Мы долгое время не могли найти художников для завершения оформления нашей церкви. Мы обращались к греческих иконографам за помощью, но никто из них не согласился взяться за работу. Другие живописцы пытались что-то сымитировать, но это было не то, что нам нужно. В конце концев мы нашли эту семейную пару”, – рассказывает настоятель прихода, отец Джим Паппас.

Как подмечает священник у греческого и русского православия много общего:

“Иконография этой церкви уходит своими корнями в эру Петра Великого и гармонично сочетает в себе западный стиль с восточной традицией”, – подмечает греческий священник.

Проблему ограниченного пространства с которой столкнулись российские художники пришлось решать пользуясь секретами древних мастеров и русской смекалкой. Как рассказывает сам Валерий, для правильного отображения ликов древних святых, постоянно приходилось править контуры образов лазерной указкой. В результате упорного труда, на площади в 260 кв. метров уместились изображения всех канонических евангелистов и старозаветных пророков.

“Весь тяжелый и горячий воздух скапливался под куполом, – вспоминает русский Микеланджело, порой кружилась голова, было очень трудно дышать, приходилось постоянно спускаться вниз, пить очень много воды”.

Но раскаленный калифорнийский воздух был не самой большой трудностью для русских художников, их главная задача заключалась в том, чтобы не просто украсить храм, а создать духовные образа, которые помогли бы прихожанам подготовиться к молитве.

“Даже у далеких от нашей религии людей, выступали слезы на глазах, когда они впервые видели результаты этого долгого труда – комментирует отец Джим Паппас. – Согласитесь, такие вещи в западной культуре встречаются не на каждом шагу”.

“Я старался выполнить эту работу в традициях русской живописи, – говорит Валерий Бутырский, – должен был приблизить современного человека к восприятию такой живописи, потому что образцы 13-15 веков хоть и обладают духовной высотой, но все-таки отстоят от современного человека”.

Почти четыре года Валерий провел под куполом Святого Георгия, доводя до совершенства церковную отделку. Большую часть работы пришлось проводить в лежачем состоянии, подражая великому итальянскому художнику Микеланджело.

“Это шедевр, – считает глава местной общины греко-православия, – все эти три с половиной года они усердно работали, вкладывая душу в этот проект, можно сказать, вся их жизнь осталась там наверху”.

Это не первая церковная работа художника: в прошлом он участвовал в росписи храма Христа Спасителя в Москве, а также в православных храмах других городов России.

“Это очень тяжелый и адский труд, с одной стороны, – комментирует свою работу питерский художник, – но с другой – очень интересный”.

Возвращаться в культурную столицу России семья Бутырских пока не собирается: прихожане церкви приняли их в свою семью и очень дорожат этой семейной парой. Более того, за время проживая в солнечной Калифорнии у Валерия с Ларисой родился второй сын; его назвали Георгием, в честь святого Георгия, покровителя церкви.

Руслан Гуржий, Другая Америка