Армянский оазис

757

Когда едешь из Лос-Анджелеса в Сакраменто по 99-му фривею, по обе стороны видишь десятки сельхозугодий и ферм. Но, не доезжая до Фрезно, у одной из них вам непременно захочется остановиться. В самом центре штата Калифорния, в долине Сан-Хоакин расположена знаменитая ферма Симонянов. Этот музей под открытом небом известен далеко за пределами штата. Остроумием и трудолюбием владельцев фермы восхищался даже президент США Билл Клинтон.

Первые армянские иммигранты поселились в долине Сан-Хоакин еще в 1881 году. После геноцида их число заметно увеличилось. Большинство их занималось сельским хозяйством. Говорят, до 1930 года армяне контролировали около 40% производства изюма в этом регионе. Основавший свою ферму в 1901 году выходец из Западной Армении Багдасар Симонян тоже вначале специализировался на изюме. Но затем стал готовить вино, выращивать орехи, финики, ананасы, сливу, занялся пчеловодством. Багдасару не приходилось ничему учиться, так как на родине его семья тоже занималась сельским хозяйством. А земля и климат долины Сан-Хоакин и Западной Армении очень похожи. Большинство соотечественников Симоняна перепрофилировались из фермеров в бизнесмены, а то и вовсе переселились в Лос-Анджелес. Но потомки Багдасара уже больше ста лет продолжают семейное дело, развивая его и расширяя. Сегодня ферма Симонянов одна из крупнейших в регионе Фрезно. Но известна она не только этим. Славу ферма приобрела прежде всего благодаря музею старой сельскохозяйственной техники.

Цели создать музей у Симонянов не было. Образовался он как-то сам собой. Покупая новые трактора и сенокосилки, они не выбрасывали старые, а сохраняли их на всякий случай. Идея выставить старую технику на всеобщее обозрение появилась у внука основателя династии Денниса, заправляющего сегодня семейным делом. Люди специально заезжали на ферму, чтобы подивиться древностям. Пресс для винограда, которому уже 112 лет, трактор позапрошлого века, паровой двигатель, произведенный в 1906 году, повозка конца XIX века, вагон периода Первой мировой войны, грузовик времен великой экономической депрессии, ручная медогонка, станок по производству кирпича, приспособление для плетения веников… Где еще можно увидеть такое? Только у Симоняна. “Я знаю, что в Америке есть музеи сельскохозяйственной техники, для посещения которых нужно заплатить деньги и купить билет, — говорит 76-летний Деннис Симонян (снимок справа). — В экспозиции этих музеев нет и половины того, что выставлено перед моей фермой. Но мне и в голову не приходило брать за посещение деньги. Я хочу, чтобы как можно больше людей приходили сюда, удивлялись увиденному и говорили: “Спасибо Симонянам”.

Ясно, что заглянувший сюда посетитель непременно купит что-нибудь в находящемся тут же магазине, где продаются больше 180 сортов свежих фруктов, овощей и орехов, выращенных на ферме Симонянов. Покупателю тут не предложат химическую дрянь, которая лежит на прилавках супермаркетов. Продукты у Симонянов не только натуральные и экологически чистые, но и весьма недорогие. Посудите сами: килограмм наливных яблок стоит всего один доллар, а апельсины и того дешевле — 3 доллара за 4 килограмма, лук — 15 долларов за 25 килограммов. Финики, изюм, грецкие орехи, арахис, ананасы, сливы, вишня, персики, абрикосы, гранаты, черника, виноград, инжир, клубника, хурма, апельсины, грейпфруты, лимоны, помидоры, кукуруза… Чего тут только нет. Кроме всего прочего каждую пятницу здесь можно поучаствовать в дегустации местного калифорнийского вина. В специально для этого построенном прекрасном стильном помещении, выдержанном в духе начала прошлого века, проводятся также различные мероприятия — свадьбы, корпоративные вечеринки, дни рождения… Люди приезжают сюда из Лос-Анджелеса и Сан-Франциско, чтобы отметить праздник в неповторимом стиле Симоняна.

Сейчас семейным бизнесом занимаются представители третьего, четвертого и пятого поколения фермерской династии. Трудолюбивую семью Симонянов уважают в округе все. Соседи обожают ходить к нему в гости. Даже Билл Клинтон, будучи президентом, заглянул как-то на знаменитую ферму. Это было 5 сентября 1995 года.

“Я был тогда по делам в соседнем городе, — рассказывает Деннис. — Мне позвонила секретарша и сказала, что через 45 минут в нам в гости зайдет президент. Я ответил, что это чушь собачья. Президенты так запросто в гости не ходят. Если бы Клинтон действительно решил нас посетить, сначала пришли бы представители спецслужб. Секретарша ответила: “Они сейчас стоят рядом со мной и требуют вашего прихода”. Меня от неожиданности чуть кондрашка не хватила…”.

Еще большой вопрос, кто больше был удивлен — Симонян или Клинтон (на снимке). Президент много слышал о необычной ферме, созданной армянином. Но увиденное его потрясло. Можете не сомневаться в том, что после этого визита Клинтон уже хорошо знает, что такое настоящее армянское гостеприимство.

“По правде говоря, до того дня Клинтон мне особо не нравился, — говорит Симонян. — Сам я придерживаюсь республиканских взглядов и на выборах голосовал против него. Но в общении сразу же стало ясно, что он нормальный парень. Клинтон никогда прежде в армянском очаге не был. Для меня было важно сделать так, чтобы у Клинтона осталось хорошее впечатление об армянах. Я рассказывал ему об армянах Фрезно, о том, какие они трудолюбивые и порядочные”.

Больше часа помощники главы государства намекали ему, что пора в путь, так как в Лос-Анджелесе ждут важные дела. Но хозяева дома не отпустили главу государства, пока он не отведал арахис, изюм, персики и не запил все это молодым красным вином. В подарок для первой леди он увез с собой в Белый дом орехи, абрикосы, хурму и мед. В память о той встрече осталась фотография, которая, конечно же, висит на самой видной стене магазина, и письмо президента, в котором говорится: “Дорогой Деннис, хочу сказать, что был очень рад встрече с вами и возможности посетить ваш магазин. Благодарю за замечательные сладости, которые вы дали нам на дорогу. С нетерпением жду следующей встречи с вами, которая, надеюсь, состоится в ближайшее время. С уважением, Билл Клинтон”.

“Секрет нашего успеха заключается в трудолюбии и в верности традициям, — говорит Деннис Симонян. — Когда мой дед начинал свой скромный бизнес, его ферма ничем не отличалась от соседних. Но большинство ферм исчезло или перешло на суперсовременные технологии. А нам все еще удается пробуждать в людях ностальгию. Посетителей со всего мира мы привлекаем прежде всего благодаря той любви, с которой делаем наше дело”.

Артем Ерканян, “Новое Время”