«Сколково» представило биомедицинские разработки в Сан-Франциско

Отели Сан-Франциско на четыре дня оккупировали биологи и фармацевты. Ученых и предпринимателей со всего мира, работающих в сфере разработки инновационных лекарств и биотехнологий, объединили две частично совмещенные конференции: Biotech Showcase–2015 и G.P.Morgan Healthcare–2015. Мероприятия, во многом определяющие мировой фармацевтический ландшафт, в этом году собрали в совокупности более 7 тыс. профессионалов. Среди них были 11 российских компаний, презентовавших себя в США в поисках международных связей и инвестиций.

Калифорния известна, помимо прочего, как один из двух американских штатов, являющих собой целую экосистему, связанную с биомедицинской наукой. В течение полувека правительство США сознательно выращивало соответствующую инфраструктуру на территории Лос-Анджелеса, Сан-Франциско и Сан-Диего. В результате на единой географической территории локализованы не только десятки больших инноцентров, внутри которых лаборатории привязаны к научным институтам и крупным корпорациям, но и специализированные венчурные компании. И этот гигантский кластер как магнитом притягивает профильные стартапы независимо от страны их происхождения.

Январские конференции в Сан-Франциско играют роль отчетно-выборных собраний для всего сообщества. На них подводятся итоги и уточняются планы. На Biotech Showcase ученые представляют результаты своей работы потенциальным инвесторам, бизнесмены ищут перспективные проекты для вложений. На G.P.Morgan Healthcare эксперты и представители организаций-регуляторов определяют тенденции и намечают пути развития индустрии. Проводятся десятки тысяч переговоров, заключаются соглашения. Еще в позапрошлом году российские стартапы в этих процессах не участвовали. В 2014 лед тронулся, наступивший 2015 показал положительную динамику.

«В Biotech Showcase год назад участвовали шесть компаний, сейчас – десять, – рассказывает Гелена Лифшиц, директор по медицинским программам Фонда «Сколково». – Боюсь, в масштабе конференции это скромные цифры. Россия не выглядит стратегическим звеном на карте у Большой Фармы, мы там только появляемся. Но чисто математически плюс 60% за год – это не худший результат. Ни один проект не приехал сюда просто так. Каждая команда готова предложить потенциальным партнерам нечто серьезное. Это качественная наука международного уровня, и в конечном счете она встречает соответствующий интерес».

С достижениями российских участников конференции Гелена Лифшиц отлично знакома. Все эти компании – резиденты Фонда «Сколково» и получатели его грантов. Например, «Фелиситекс-СК» изобрела методику диагностики спящих раковых клеток – тех, что «уходят» от воздействия химиотерапии и становятся причиной рецидивов. Ученые нашли способ не только определять наличие таких клеток, но и выводить их из состояния сна, подставляя под удар лечебных препаратов. Если открытие сработает, это серьезно улучшит показатели эффективности химиотерапии.

Другая онкологическая компания – «Инкурон» – выводит на рынок принципиально новый класс противораковых веществ – кураксинов, не вызывающих повреждение ДНК. Разработки находятся на завершающем этапе второй фазы клинических испытаний, и если заявленный результат подтвердится, это будет настоящий прорыв. Уже сейчас компанией активно интересуются игроки Большой Фармы, с которыми «Инкурон» провел серию встреч и деловых переговоров.

Одним из приоритетных направлений на Biotech Showcase этого года стала регенеративная медицина и клеточные технологии. Им была посвящена почти половина презентаций. Для работающих в этом секторе медиков российская компания «ДжоинТекСэлл» завершает разработку компактного и дешевого прибора, способного в стерильных условиях выделять из жировой ткани мезенхимальные стволовые клетки. Способов их применения существует множество: например, для восстановления у самого донора хряща при ортопедических операциях. В перспективе это изобретение будет способно решить насущную проблему целого сегмента мирового медицинского рынка.

«Конечно, хотелось бы видеть здесь больше российских проектов, но это вопрос не завтрашнего дня, – признается Кирилл Каем, вице-президент Фонда «Сколково», исполнительный директор кластера биомедицинских технологий. – Для этого необходима не только серьезная государственная поддержка существующих стартапов, но и строительство в стране инфраструктуры, без которой даже перспективные проекты не могут полноценно развиваться. Например, те же центры доклинических исследований, которых в России раз-два и обчелся. Да взять хоть «Сколково»: внутри биомедицинского кластера сейчас существуют 240 проектов, мы можем увеличить их число максимум до 350 – больше нам не переработать. А чтобы экосистема жила и дышала, ежегодно должны возникать тысячи стартапов. Значит, «Сколково» нужно многократно реплицировать».

На G.P.Morgan Healthcare–2015 российские компании присутствовали в основном в качестве слушателей, открывающих для себя новые связи в фармацевтике. Мероприятие уже в 33-й раз проводится крупнейшими инвестиционными банками США во главе с G.P.Morgan ради определения отраслевых стратегий. Среди докладчиков были директор Национального Института Здравоохранения США Френсис Коллинз, старший советник Барака Обамы при проведении нашумевшей реформы здравоохранения Иезекииль Эмануэль и бывший госсекретарь США Кондолиза Райс. Один представитель российского фармацевтического сообщества вошел в официальную программу в рамках панели «Частные компании». Василий Игнатьев, генеральный директор группы компаний «Р-Фарм», рассказал Большой Фарме о планах создания глобальной российской фармкомпании.

Делегация Фонда «Сколково» тоже прибыла на двойную конференцию со своими задачами. Пока Гелена Лифшиц занималась на Biotech Showcase поиском зарубежных стартапов, которые могли бы прийти в Россию по программе Soft Landing, стать сколковскими резидентами, принести с собой отсутствующие у нас препараты и технологии и совместно с нашими учеными поднимать формирующийся российский биотех, Кирилл Каем на G.P.Morgan Healthcare вел переговоры с фармацевтическими компаниями, которые возьмутся разместить на российской территории исследовательские центры или иным образом участвовать в развитии биомедицинской инфраструктуры для российских стартапов.

Ряда договоренностей удалось достичь. Свою заинтересованность в российском рынке высказали порядка десяти международных команд с проектами, лежащими главным образом в сфере биоинформатики: сыграла свою роль репутация российского IT. Кроме того, индийская Glenmark Pharmaceuticals готова заниматься целенаправленным подбором проектов от резидентов «Сколково», а также потенциально рассмотреть вопрос о создании в России своего исследовательского центра. Charles River Laboratories, специализирующаяся на выращивании модельных лабораторных животных для клинических испытаний новых препаратов, согласилась помочь в подготовке соответствующей инфраструктуры и в нашей стране. А компания 23andMe, знаменитая генетическими анализами, проливающими свет на происхождение предков и предрасположенность к наследственным заболеваниям, вступила в переговоры о доступе российских стартапов к своей впечатляющей базе, включающей до миллиона единиц человеческих генотипов. Это прямое воплощение идеи Биг Дейта: располагая такой богатой информацией, ничего не стоит быстро подобрать когорту для любого клинического исследования по геномным дефектам.

«Российские биотехнологии продвигаются вперед шаг за шагом, – говорит Кирилл Каем. – Это медленное движение, но скорость обусловлена спецификой отрасли. Длительность любых биомедицинских проектов составляет в среднем 7–10 лет. Перед нами стоит серьезный вызов. Фонд «Сколково» дал толчок многим позитивным процессам. Но их необходимо развивать, несмотря на кризисные явления в России и в мире. Это стратегические инвестиции. Если сейчас государство серьезно снизит уровень их поддержки в связи с текущими финансовыми трудностями, российский биомед снова потеряет темп развития, и к концу кризиса, исходя из длительности циклов биологических проектов, мы опять окажется в яме. «Сколково» должен стать точкой кристаллизации, инициирующим центром, но стремиться нужно к системе, имеющей гораздо больший масштаб».

Exit mobile version